Доктор технических наук, профессор Алексей Александрович Никулин

РАЗВИТИЕ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуализация проблемы построения новой концепции общего образования в НОУ Подольский лицей «Парус»  вызвана целым рядом объективных процессов, носящих в основном глобальный характер и касающихся изменений, происходящих сейчас  в сфере политики, экономики, культуры и других отраслях Российской Федерации. Система образования, выстроенная по многоступенчатому уровню (дошкольное, общее образование, среднее профессиональное и высшее образование, дополнительное и дополнительное профессиональное образование)  и соответственно воспитание подрастающего поколения должны адекватно отвечать на эти изменения.

Одностороннее развитие у учащихся качеств, отражающих только требования к будущей профессии и освоение профессиональных компетенций (правовой, экономической, технологической, коммуникативной) не исчерпывают всего объема требований к современному человеку и сложившейся системе образования.

 В условиях актуализации глобальных изменений в стране необходимо ставит перед образованием и воспитанием молодежи решения ряда важных общих гуманистических задач.

В основе современной концепции образования должна находиться личность человека, способного активно преобразовывать мир и самого себя, проявлять при этом высокую социальную ответственность.

В связи с этим в ближайшем будущем коллектив лицея определяет и видит свое место и роль в становлении и развитии ребенка в подборе квалифицированных педагогических кадров, обладающих способностью развивать интеллектуальные способности, закладывать духовно-нравственные основы личности, улучшать психическое и физическое здоровье ребенка в период обучения и в дальнейшей жизни.

В связи с созданием нами в г. Подольске многоуровневого образовательного комплекса, концепция развития лицейского образования должна основывается на следующих положениях развития образования личности:

  • построение личностно-ориентированного процесса обучения;
  • формирование высокообразованной, духовно развитой личности, способной к творческой деятельности, к самоопределению и самореализации;
  • получение естественнонаучной, научно-технической, художественно-эстетической и гуманитарно-эстетической подготовки, обеспечивающей высокий общекультурный и интеллектуальный уровень;
  • ориентация обучения на получение в дальнейшем среднего специального и высшего профессионального образования, а также постдипломного образования.

 Положенный в основу вышеназванной концепции принцип гуманизации  образования - как основного средства развития познавательного интереса, как мотива самоопределения и самореализации ребенка, предполагает проведение изменений не только в содержании образования, но и в формах и методах ее реализации.

 Основой содержания  образования по степени их значимости для достижения главной цели образовательной деятельности лицея являются:

 - освоение базовых дисциплин гуманитарного цикла областей образования «Филология – Русский и иностранный языки» и «Обществознание»;

- освоение предметов гуманитарно-эстетического цикла, реализующих образовательную область «Искусство», «Основы дизайна», «Мировая культура» и т.д.;

- освоение учебных дисциплин, раскрывающих основы естественных и технических наук образовательных областей - «Математика», «Физика», «Естествознание» и «Технология».

В ходе реализации концепции образования каждая область знаний - математика, физика, химия, биология является важнейшим элементом современной культуры мировой  цивилизации. Большинство наших учащихся сосредотачивают свое внимание на разумном уровне освоения областей естественных наук и современной техники и технологий. Поэтому развитие в лицее естественнонаучный профиль и технический профиль разумно сочетаются с гуманитарным профилем, способным обеспечить необходимые условия для самоопределения и самореализации обучающихся детей.

 Теория и практика развития современного образования позволяют выделить в лицее следующие новые пути его развития:

  • раскрытие новых гуманитарных аспектов естественнонаучных и технических дисциплин;
  • увеличение доли предметов гуманитарного цикла;
  • улучшение содержания предметов гуманитарного цикла;
  • усиление воспитательной роли предметов гуманитарно-эстетической направленности;
  • разработка и введение новых интегрированных курсов гуманитарной направленности.

Для реализации отмеченных путей в лицее будут служить программы развития:

 - начального образования;

- основного образования;

- коммуникативной и лингвистической образовательной компетенции;

- художественно-эстетического и гуманитарного образования;

- естественнонаучного образования;

- информатизация образовательного процесса.

 Таким образом, изменение содержания образовательного процесса в лицее должно привести к необходимости повышения суммы знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам в отдельных образовательных областях и уровнях компетентности.

 В дальнейшем планируется ввести в образовательный процесс выполнение учащимся научно-исследовательской работы (с использованием педагогического потенциала НОУ ВПО «Институт экономики») с целью приобретения детьми практических навыков.  Кроме того, планируется изменить существующие методики преподавания и формы организации учебного процесса.

 В настоящее время на первом этапе проведена корректировка  компонента образования с учетом нового его содержания по программам - русскому языку и литературе, математике и физике.